Новости

17 июля 2018

«Шоколадница»

В XVIII веке этот шотландец был известным художником — он даже получил титул королевского живописца, рисовал маркизу Помпадур. А в истории живописи остался благодаря простой шоколаднице. Речь о Жане-Этьене Лиотаре. 

Именно так — «Шоколадница» — называлась его знаменитая пастель. Правда, действительно ли на картине изображена служанка и так ли проста эта девушка — неизвестно, легенд существует много. Но дело, в общем-то, не в этом. 

Дело в том, что Генри Л. Пирс, президент Baker’s Chocolate, увидел эту работу в дрезденской галерее — и с 1862 года лиотаровская девушка стала логотипом фирмы. Так что все любители шоколада Америки (и не только) хорошо с ней знакомы. 

Впрочем, справедливости ради необходимо отметить: за 2 с лишним века прекрасная шоколадница изменилась (прежде всего — слегка похудела), но узнать в старейшей торговой марке Америки работу Лиотара можно. 


На фото: «Шоколадница» Лиотара; Baker's Cocoa Advertisement in January 1919 Issue of Overland Monthy, автор — Mike Cline.  

Читать дальше
16 июля 2018

Миф о 25-м кадре

В 1957 году американский бизнесмен Джеймс Викери объявил, что обнаружил способ скрытого воздействия на человека. Якобы люди способны осознать только 24 кадра в секунду. А информация, записанная на 25-м, попадает прямиком в подсознание. 

По словам Викери, все лето в кинотеатре Нью Джерси при смене кадров демонстрировалась скрытая реклама: «Кока-кола», «Ешьте попкорн». Люди не фиксировали ее, но продажа кока-колы в буфетах повысилась на 17%, а попкорна — на 50%. 

Перспективы открывались блестящие — и не только в рекламе. Методом заинтересовались и политики. Но продержалась сенсация недолго: уже через год Американская психологическая ассоциация опровергла эффективность опытов Викери. Повторить результаты не удалось, а директор кинотеатра заявил, что впервые слышит о подобном эксперименте. В 1962-м и сам Викери признал, что сфальсифицировал результаты. 

Но уж больно красивой была идея! И в нее продолжали верить, ее использовали в книгах и фильмах, с ней боролись на государственном уровне! Вот что значит хорошая придумка. 

Фото: Krists Luhaers.



   

Читать дальше
13 июля 2018

«Заводной апельсин»

56 лет тому назад у англичанина Энтони Бёрджесса нашли опухоль мозга. Жить ему, по мнению врачей, оставалось не больше года. Чтобы как-то обеспечить свою семью, Бёрджесс решил сосредоточиться на… творчестве. И меньше чем через год на свет появился «Заводной апельсин» — один из самых жестоких романов о молодежных бандах, зле в целом и наказании за него.

А еще через 9 лет Стенли Кубрик снял одноименный культовый фильм, который до сих пор вызывает неоднозначную реакцию из-за порой почти запредельных сцен насилия.

Режиссер бережно отнесся к первоисточнику, но тем не менее разница между романом и фильмом есть. Зло не исправишь злом, человека нельзя научить добру — в этом Бёрджесс и Кубрик сходились. Как и в том, что оно, это зло, первозданно — от него не спасает даже любовь к искусству. Но писатель все-таки позволил своему герою отказаться от него добровольно — а кубриковская тьма непобедима. В мире существует круговорот зла, и разорвать его невозможно. 

Между прочим, Бёрджесс использовал для романа историю из собственной жизни: его первую жену избили и изнасиловали 4 дезертира, она спилась — и погибла от цирроза печени. 

Кстати, врачи, к счастью, ошиблись: после диагноза Бёрджесс прожил еще больше 40 лет и написал 50 книг. 

Читать дальше