ГЛАВНАЯ

НИКИТА КАЛИНИН О ДЕЛЕ ГАЛИЛЕЯ, ОТКРЫТИЯХ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИХ ТЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ

nikita

 

 

 

 

 

 

 

 

8 апреля в Арт-библиотеке культурно-просветительского центра БФУ прошла лекция «Дело Галилея. Открытия естественных наук и их теологические последствия" Никиты Калинина, священника, аналитика Академии Кантианы БФУ им. И. Канта.


В начале лектор отметил: «Проблемы, о которых мы сегодня поговорим, внеконфессиональные. Дискуссии, по большей части, происходили в Европе, в основном в юрисдикции католической и протестантских церквей. Но, конечно, речь идет о вопросах, которые фундаментальны для христианства вообще».
Была упомянута работа епископа Джона Робинсона "Быть честным перед Богом", ставшей «первым богословским бестселлером» в 1960-х годах.

В лекции обсуждались следующие вопросы:
Влияние науки на христианское богословие
Наука нового времени поставила под вопрос традиционные представления о Боге и человеке, основанные на библейских образах.
Это привело к тому, что христианское богословие было вынуждено реагировать на эти вызовы.

Средневековая картина мира
В средневековой картине мира земля воспринималась фиксированной центральной сферой, окруженной сферами небес. Все объекты занимали свое определенное место в этой иерархии действительности, подчиняясь традиционному порядку.

Средневековая философия и наука
В средневековой философии и науке, природа рассматривалась как статичная и завершенная, а возможность познания мира не ставилась под сомнение. Природа виделась как образ Царства Божьего, а мировая история – как реализация Божественного замысла.

 Коперниканский переворот
Николай Коперник предложил гелиоцентрическую систему мира, которая была основана на идее древнегреческого мыслителя Аристарха Самосского. Он отстаивал важность математической простоты и ясности в своих работах.

Научная революция и Галилей

В начале 17 века, благодаря достижениям математики, научная революция стала возможной. Открытия Галилея, итальянского физика и математика, подтверждали предположения Коперника. Так, наличие гор на Луне доказывало, что Луна – не идеальная «небесная сфера», а открытие спутников Юпитера подтверждало, что Земля не является центром любого движения.

Галилей и его подход к науке
Галилей интересовался не целевыми причинами, а действующими причинами, что было революционным подходом. Он начал формировать представление о природе как о движущейся материи, что стало типичным для новой науки.

Суд над Галилеем
Галилей обвиняется в нарушении обещания не пропагандировать свои взгляды. Он отрекается от своих убеждений и проводит остаток жизни под домашним арестом.

Ньютон и его вклад в науку
Ньютон сформулировал аксиомы механики, закон гравитации и применил их к движению небесных тел. Он собрал из них убедительную новую систему мира, которая была рационально обоснована и подтверждена математически точными законами. Его учение стало основой для философии материализма и детерминизма. Хотя сам Ньютон нашел место для Бога в механистической вселенной, его последователи, такие как Лаплас, предпочитали обходиться без этой «гипотезы».

Дарвинизм и его влияние
Чарльз Дарвин предложил идею исторического развития мира и человечества, ставшую основой для теории прогресса.
Дарвинизм стал новым мировоззрением, определившим развитие науки и философии в начале 20 века.
Дарвин показал, что человек является производным более древних и низких форм жизни и имеет вариативность по строению тела и эмбриональному развитию.
Некоторые последователи Дарвина, такие как Хаксли, утверждали, что разница между человеком и высшими обезьянами меньше, чем разница между высшими и низшими обезьянами.
Дарвин также объяснил нравственное чувство эволюционно, полагая, что оно развилось в процессе отбора.

Реакция церкви на теорию эволюции
Реакция церкви на теорию эволюции была более бурной, чем на предыдущие научные теории.
Некоторые консервативные христиане и богословы до сих пор спорят о теории эволюции, считая ее противоречащей традиционным представлениям о человеке.

Подробнее в записи лекции