Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Уважаемые читатели!
В рамках реализации программы Приоритет-2030 в Культурно-просветительском центре состоится открытая лекция на тему: «Пьер Мак Орлан: советский дебют 1920-х».
Лектор - Даниил Станиславович Житенёв, заместитель руководителя Отдела редких книг библиотеки РАНХиГС.
Пьер Мак Орлан (1882-1970) – классик французской литературы XX века, друг Аполлинера и Пикассо, активный участник художественной жизни Монмартра начала прошлого столетия. В межвоенный период он снискал признание не только у себя на родине. В 1920-е годы переводы его произведений активно издавали в СССР, а популяризатором творчества Мак Орлана выступил сам Илья Эренбург. Но известность французского писателя в Стране Советов продлилась недолго, вскоре его имя было предано забвению на долгие годы, лишь сегодня его заново открывают для себя отечественные читатели. О жизненном пути, особенностях творчества и советских переводах Мак Орлана, а также об откликах на его произведения в СССР пойдет речь на лекции.
Лекция состоится по адресу:
ул. Университетская, 2, ауд.115А
Культурно-просветительский центр БФУ им. И. Канта.
Начало мероприятия – 30 мая в 18.30
Напоминаем, что на все мероприятия необходима предварительная регистрация
Уважаемые читатели!
Обращаем ваше внимание, что все подразделения библиотеки не работают с 9 по 12 мая.
2 мая в Культурно-просветительском центре университета прошла Всероссийская конференция «Тайное и явное в ранней греческой философии».
С докладами выступили Евгений Афонасин (Калининград), Мария Солопова (Москва), Анна Афонасина (Калининград), Михаил Егорочкин (Москва), Светлана Месяц (Москва), Андрей Щетников (Новосибирск), Ирина Мочалова (Санкт-Петербург).
Из них интересно было почерпнуть следующее:
Эмпедокл считал, что зрение происходит благодаря тонким полотнам, которые защищают огонь в светильнике от ветра и пропускают достаточно света. Эти полотна должны быть тонкими, чтобы огонь мог проходить через них наружу.
«Делосский ныряльщик» — это прозвище, которое получил древнегреческий философ Гераклит Эфесский. Прозвище связано с его учением, которое он сравнивал с пророчеством Аполлона, наводящим порядок в бытии.
Принцип «подобное познаётся подобным» был сформулирован ещё в античности. У Платона этот принцип связан с теорией познания, согласно которой истинное, умопостигаемое познание касается идей, эйдосов, доступных разуму, и подобия идей, доступных рассудкуУ Аристотеля этот принцип проявляется в его учении о четырёх причинах, которые объясняют существование и развитие вещей.
Идеальные числа Платона — это математические объекты, обладающие определёнными свойствами и связанные с философской концепцией идеального мира. Пифагорейский алгоритм порождения всех отношений из отношения равенства основан на идее, что всё в мире состоит из чисел и их взаимоотношений, и предполагает последовательное создание новых чисел и их свойств на основе существующих.
Образ Пифагора в журналах XVIII–XIX веков характеризуется сочетанием явных и тайных аспектов. С одной стороны, статьи о Пифагоре содержат информацию о его жизни, учении и высказываниях, что отражает явные черты его образа. С другой стороны, присутствуют скрытые аспекты, такие как использование литературных и мифологических элементов для создания образа философа и подчёркивания его величия.
Подробнее в записи конференции
Фотографии конференции в фотоальбоме
6 мая в Культурно - просветительском центре прошла встреча с Андреем Ивановичем Щетниковым, российским историком науки, педагогом, поэтом, переводчиком.
Тема - «Поэзия Латинской Америки: Эрнесто Карденаль, Пабло Неруда, Хорхе Луис Борхес, Сесар Вальехо».
В начале была представлена книга Эрнесто Карденаля «Космическая кантата» издательства БФУ им. И. Канта, в переводе Андрея Щетникова.
«Космическая кантата», опубликованная впервые в Манагуа в 1989 году, — это гигантское по замыслу и реализации произведение, основу которого составляют попытки Карденаля — члена ордена иезуитов, католического священника — пропустить через своё сознание, мысли и чувства картину мира, созданную современными естественными науками.
Являясь переводчиком, Андрей Иванович представил свои переводы Пабло Неруды, Хорхе Луис Борхеса и Сесара Вальехо».
Подробнее в записи лекции
Фотографии встречи
27 апреля в Культурно-просветительском центре прошла лекция Дениса Маслова , к. филос. наук, м.н.с. Института философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск., «О природе и возможности метафизики: Кант и Гегель»
Кант определяет метафизику как познание из чистых понятий, без опоры на чувственный опыт. Он указывает на плачевное состояние метафизики как науки, поскольку она топчется на месте и не продвинулась вперед. В своем критическом проекте он приходит к выводу, что метафизика возможна в виде исследования предметов вообще. В трансцендентальной диалектике он отводит разуму негативную функцию выявления незаконного применения категорий к вещам самим по себе, а также положительную функцию объединения познаний в систему с помощью регулятивных правил.
Гегель критикует старую докантовскую метафизику, но находит новые формы, позволяющие сохранить метафизику. Он предлагает проект метафизики, который называет "логикой". Логика выступает как систематическая рефлексия знания о нашем языке и категориях, о том, как мы мыслим и можем говорить о мире.
Гегель утверждает, что логика является подлинной метафизикой и заступает на место старой метафизики. Он добавляет к метафизике объекта систематическую теорию субъективности.
Подробнее в записи лекции