Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
6 апреля в Культурно-просветительском центре университета состоится лекция директора Высшей школы философии, истории и социальных наук, доктора философских наук, профессора Романа Викторовича Светлова «До университета: от платоновской Академии до Атенея Императора Адриана».
История высшего образования – это история того, как люди искали образ совершенного человека и совершенного общества. Мы стоим на пороге грандиозных перемен в образовании, вызванных изменением целей и ценностей будущего, цифровизацией и внедрением искусственного интеллекта. Но они – далеко не первые в человеческой истории. Само начало высшего образования в античном мире было грандиозным событием, имевшим далеко идущие последствия для всей человеческой культуры и цивилизации. Различные «повороты» в истории образования оказывались связаны и с развитием научного знания, и с попытками государственных элит использовать выпущенного древними греками из бутылки джина. Мы начинаем серию встреч с античного мира и постараемся понять, как в те времена себя чувствовали люди, которых мы сейчас называем «ученый» и «интеллигент».
Лекция состоится по адресу: ул. Университетская, 2, ауд.115А , культурно-просветительский центр БФУ им. И. Канта.
Начало мероприятия – 6 апреля в 18.30
Обратите внимание, на лекцию возможно попасть только по предварительной регистрации.
Уважаемые читатели!
30 марта во всех подразделениях Научной библиотеки БФУ им.И.Канта - санитарный день, библиотека не обслуживает читателей.
Ждём всех в пятницу!
28 марта в Культурно-просветительском центре встречаем гостя из Санкт-Петербурга! Андрей Николаевич Мазуркевич проведёт открытую лекцию «Феномен свайных поселений IV-III тыс.до н.э. в России».
Исследователи из отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа в течение двух лет изучали уникальные торфяниковые памятники Северо-Запада России. Один из них – стоянка Сертея II, расположенная в Велижском районе Смоленской области. В этом комплексе были найдены следы сообщества охотников, рыболовов и собирателей, живших в девятом и восьмом тысячелетии до н. э., а также с конца седьмого и до третьего тысячелетия до н. э.
Лектор: Мазуркевич Андрей Николаевич, главный хранитель Отдела Археологии Восточной Европы и Сибири, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа
Лекция состоится в Культурно-просветительском центре по адресу: ул.Университетская,2, ауд.115а
28 марта 18.30
Обращаем ваше внимание, что необходима предварительная регистрация!
28 марта в Культурно-просветительском центре главный хранитель отдела археологии Восточной Европы и Сибири, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Андрей Николаевич Мазуркевич представил вниманию слушателей интересную лекцию. Речь шла о свайных поселениях IV-III тыс.до н.э. в России.
60 лет тому назад произошло интересное открытие в археологии. Впервые свайные поселения эпохи неолита были обнаружены на Северо-Западе России. Комплексные раскопки этих торфяниковых памятников дают возможность наиболее полно исследовать культурно-хронологическое развитие региона в древности, понять механизмы адаптации человеческих коллективов к изменению природной среды. Сопоставление с материалами из надежно датированных культурных слоев раскопанных стоянок позволило определить возраст многих изделий из старых коллекций случайных находок и смешанных памятников.
Андрей Николаевич подробно остановился на рассказе об открытии одного из свайных поселений на территории Псковской области. В центральной зоне стоянки было обнаружено несколько свайных жилищ, относящихся к позднему неолиту. Этот культурный слой исследовали с помощью методов подводной археологии. Раскопки на этом памятнике дали многочисленный и разнообразный керамический и кремневый материал. Кроме того, ряд находок показал знакомство древних людей с добычей железа. Поселение относится к жуцевской археологической культуре.
Лектор подробно рассказал о свайных постройках в археологии и этнографии, деревянных конструкциях с приподнятыми (главным образом на сваях) полами. Слушатели узнали о свайно-каркасных (сваи-опоры переходят в каркас) и свайно-срубных поселениях (опоры поддерживают площадку, на которой возводятся стены).
«На памятнике, который мы раскапываем, Сертея II, интересно, что украшения в разных постройках чуть разные. В одном больше медведей, в другом – лосиные украшения, лосиные подвески, янтарные украшения, которые имитируют зубы лося. Я думаю, что ещё немного, и будет более понятна эта картина различий в украшениях.», - сказал Андрей Мазуркевич.
Пожелаем нашему гостю плодотворных археологических исследований и благодарим за познавательную лекцию!
Запись лекции размещена на youtube канале Центра и в группе ВК
Августин – древний отец «неразделённой церкви» - занимает особое место в истории христианского богословия. Трудно переоценить значение идей Иппонийского епископа для западного богословия, философии, культуры. Однако безусловное влияние его наследие оказало и на развитие восточной традиции, в частности русского богословия синодальной эпохи.О жизни и философских идеях Августина и шла речь на очередной лекции цикла «История философии» от Владаса Повилайтиса и Андрея Тесли.
Основу августиновской философии составляет идея существования "двух градов" - божественного и земного. Религиозно-философская система Августина представляет собой соединение библейского мировоззрения с теми положениями неоплатонизма, которые приемлемы для христианского вероучения. Оригинальность философии и богословия Августина в его специфической образованности: он не владел греческим, ему был доступен только круг латинских текстов и переводов на латынь.
Объектом познания для Августина является истина. Истина в душе, в разуме. Для того чтобы знать, душа имеет в качестве нормы абсолютную истину, из которой разум знает и судит. Он увлечен раскрытием потенциала диалога, который благодаря в первую очередь Платону и Цицерону стал очень распространенным жанром, однако Августин раскрывает новые возможности и разрабатывает новые варианты. Для него диалог не просто некая внешняя форма, в которую можно вместить заранее созданное содержание, разбив трактат на пассажи, вложенные в уста персонажей. Согласно Августину сама ситуация диалога существенно меняет содержание и способствует смыслопорождению.
Для всех заинтересованных историей философии в группе библиотеки и на YouTube канале Philoso FAQ размещена запись лекции. Приятного просмотра!