Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
22 апреля в Арт-библиотеке Культурно-просветительского центра БФУ прошла лекция «Христианство в критике. Фейербах: религия – это проекция человеческих страхов и надежд?» Никиты Калинина , священника, аналитика Академии Кантианы БФУ им. И. Канта.
Фейербах считается переходной фигурой между немецкой классической философией и философией современности. Его идеи повлияли на Маркса, Ницше и Фрейда, которые критиковали религию и церковь.
В XIX веке Людвиг Фейербах выдвинул гипотезу, согласно которой религия является проекцией человеческих желаний, устремлений и надежд на вымышленную небесную плоскость. Человек создаёт себе Бога по своему образу и подобию, используя эту проекцию для примирения с горечью и невзгодами земной жизни и получения утешения в вечной жизни.
Фейербах стремится сделать свою философию практическим принципом, который может заместить религию. Он говорит о необходимости перенести высшие центры жизни из области религии в область политики.
Уже современники Фейербаха указывали на логическую ошибку в основе его критики, но его идеи о влиянии психологических факторов на религию были продуктивными. Он открыл новую страницу в осмыслении богословия, указывая на слабость антропоморфных представлений о Боге и на необходимость учитывать психологические факторы.
Фейербах стал известен благодаря своей философии, которая стала основой для атеизма и радикального разворота от Бога к человеку.
Подробнее в записи лекции:
Уважаемые читатели!
Информируем вас о том, что Издательский Дом Директ-Медиа открывает доступ к разделу "Учебники для ССУЗОВ и школы" в рамках проходящей акции.
Балтийский Федеральный университет им. И. Канта подключен к разделу "Учебники для ССУЗОВ и школы" до 30.04.2025 года.
В период доступа читатели смогут заходить на сайт и пользоваться всеми материалами, кроме отдельных издательских коллекций, в режиме постраничного просмотра. Доступ к материалам откроется после авторизации под логином и паролем или по IP-адресам университета, которые внесены в базу данных.
Сервисы и возможности:
Формирование подписки в личном кабинете на рассылку по нужным и востребованным разделам.
Статистика онлайн. Периоды статистических отчетов можно менять.
Подтверждение регистрации преподавателей. Регистрация в статусе Преподаватель дает возможность создания собственных курсов в ЭБС.
Подтверждение регистрации удаленных пользователей.
Для того, чтобы воспользоваться сервисами, вам необходимо авторизоваться на сайте под своими персональными данными и зайти во вкладку "Профиль". Все инструкции в группе
Уважаемые читатели!
Культурно-просветительский центр университета приглашаeт вас на открытую лекцию «Де Местр — Достоевский — Шмитт: к понятию формы».
Лектор – Никита Сюндюков, старший преподаватель СЗИУ РАНХиГС при президенте РФ, участник гранта Российского фонда фундаментальных исследований «Достоевский в зарубежной рецепции: от классики до постмодерна».
В сочинении «Римский католицизм и политическая форма» Карл Шмитт обвиняет Достоевского в «потенциальном атеизме». Достоевский не знает и не приемлет формы, а потому, по Шмитту, он не знает и не приемлет Церкви. Как и всякий русский, по природе своей Достоевский анархист.
Свой анализ анархического атеизма Достоевского Шмитт основывает на «Легенде о Великом инквизиторе». Произведение это проблематично само по себе, но в нашем случае оно усложняется заочным спором с Жозефом де Местром, одним из учителей Шмитта и автором «Писем об испанской инквизиции».
Что разумеет Шмитт под понятием формы? В каком смысле государственника Достоевского можно назвать анархистом? И как мог бы отреагировать на их полемику граф де Местр?
Лекция состоится по адресу:
ул. Университетская, 2, ауд.115А
Культурно-просветительский центр БФУ им. И. Канта.
Начало мероприятия – 15 апреля 18.30
Напоминаем, что на все мероприятия необходима предварительная регистрация
15 апреля в Культурно-просветительском центре университета прошла лекция «Де Местр - Достоевский - Шмитт: к понятию формы», Никиты Сюндюкова, старшего преподавателя СЗИУ РАНХиГС при президенте РФ.
В своём сочинении «Римский католицизм и политическая форма» Карл Шмитт обвиняет Достоевского в «потенциальном атеизме», поскольку писатель не принимает формы и не признаёт Церковь. По мнению Шмитта, Достоевский по своей природе анархист.
Анализ анархического атеизма Достоевского Шмитт строит на основе «Легенды о Великом инквизиторе». Это произведение сложное и проблематичное, и в нашем случае оно осложняется заочным спором с Жозефом де Местром, учителем Шмитта и автором
«Писем об испанской инквизиции».
Шмитт понимает под формой политические институты и структуры. В каком смысле государственника Достоевского можно назвать анархистом? И как граф де Местр мог бы отреагировать на их полемику?
Фотоальбом лекции
Подробнее в записи лекции
8 апреля в Арт-библиотеке культурно-просветительского центра БФУ прошла лекция «Дело Галилея. Открытия естественных наук и их теологические последствия" Никиты Калинина, священника, аналитика Академии Кантианы БФУ им. И. Канта.
В начале лектор отметил: «Проблемы, о которых мы сегодня поговорим, внеконфессиональные. Дискуссии, по большей части, происходили в Европе, в основном в юрисдикции католической и протестантских церквей. Но, конечно, речь идет о вопросах, которые фундаментальны для христианства вообще».
Была упомянута работа епископа Джона Робинсона "Быть честным перед Богом", ставшей «первым богословским бестселлером» в 1960-х годах.
В лекции обсуждались следующие вопросы:
Влияние науки на христианское богословие
Наука нового времени поставила под вопрос традиционные представления о Боге и человеке, основанные на библейских образах.
Это привело к тому, что христианское богословие было вынуждено реагировать на эти вызовы.
Средневековая картина мира
В средневековой картине мира земля воспринималась фиксированной центральной сферой, окруженной сферами небес. Все объекты занимали свое определенное место в этой иерархии действительности, подчиняясь традиционному порядку.
Средневековая философия и наука
В средневековой философии и науке, природа рассматривалась как статичная и завершенная, а возможность познания мира не ставилась под сомнение. Природа виделась как образ Царства Божьего, а мировая история – как реализация Божественного замысла.
Коперниканский переворот
Николай Коперник предложил гелиоцентрическую систему мира, которая была основана на идее древнегреческого мыслителя Аристарха Самосского. Он отстаивал важность математической простоты и ясности в своих работах.
Научная революция и Галилей
В начале 17 века, благодаря достижениям математики, научная революция стала возможной. Открытия Галилея, итальянского физика и математика, подтверждали предположения Коперника. Так, наличие гор на Луне доказывало, что Луна – не идеальная «небесная сфера», а открытие спутников Юпитера подтверждало, что Земля не является центром любого движения.
Галилей и его подход к науке
Галилей интересовался не целевыми причинами, а действующими причинами, что было революционным подходом. Он начал формировать представление о природе как о движущейся материи, что стало типичным для новой науки.
Суд над Галилеем
Галилей обвиняется в нарушении обещания не пропагандировать свои взгляды. Он отрекается от своих убеждений и проводит остаток жизни под домашним арестом.
Ньютон и его вклад в науку
Ньютон сформулировал аксиомы механики, закон гравитации и применил их к движению небесных тел. Он собрал из них убедительную новую систему мира, которая была рационально обоснована и подтверждена математически точными законами. Его учение стало основой для философии материализма и детерминизма. Хотя сам Ньютон нашел место для Бога в механистической вселенной, его последователи, такие как Лаплас, предпочитали обходиться без этой «гипотезы».
Дарвинизм и его влияние
Чарльз Дарвин предложил идею исторического развития мира и человечества, ставшую основой для теории прогресса.
Дарвинизм стал новым мировоззрением, определившим развитие науки и философии в начале 20 века.
Дарвин показал, что человек является производным более древних и низких форм жизни и имеет вариативность по строению тела и эмбриональному развитию.
Некоторые последователи Дарвина, такие как Хаксли, утверждали, что разница между человеком и высшими обезьянами меньше, чем разница между высшими и низшими обезьянами.
Дарвин также объяснил нравственное чувство эволюционно, полагая, что оно развилось в процессе отбора.
Реакция церкви на теорию эволюции
Реакция церкви на теорию эволюции была более бурной, чем на предыдущие научные теории.
Некоторые консервативные христиане и богословы до сих пор спорят о теории эволюции, считая ее противоречащей традиционным представлениям о человеке.
Подробнее в записи лекции