
В новом выпуске рубрики «Библиотекари читают» мы расскажем о сборнике эссе Марселя Пруста «Памяти убитых церквей».
Этот сборник представляет собой своеобразные культурологические заметки Пруста, в которых он предстает перед нами в непривычном амплуа путешественника. Цель его поездки – знакомство с церковью во французском городе Амьен. Это путешествие было вдохновлено работой Джона Рескина «Амьенская Библия». Однако Пруст, отправляясь в эту поездку для осмотра художественных, скульптурных и архитектурных сокровищ собора, не просто описывает их, свой опыт восприятия, но и вступает в диалог с Рескиным, приводя целые фрагменты его работы. Кажется, что Марсель Пруст специально отправляется в путешествие и впоследствии пишет этот сборник, чтобы у него был повод «поговорить» с человеком, которым он восхищался.
«… идеи Рескина одна за другой покинули божественную голову, породившую их, и, воплотясь в живые книги, отправились посещать народы».
Пруст подробно описывает маршрут, природу и создает красочные зарисовки увиденных мест и встреченных людей. Такая смесь искусствоведческого и туристического гида с тревел-блогом начала XX века.
Эти небольшие по объему эссе собраны из знаменитых прустовских очень поэтичных, невесомых описаний, принимающих форму головокружительно длинных предложений, которые позднее – в цикле «В поисках утраченного времени» – станут его телом, плотью. Возможно, Прусту стало тесно в коротких эссе, в которых не может поместиться весь его чувственный, мыслительный опыт, который он переживает от соприкосновений с искусством, жизнью и памятью.
«Литература тоже «светоч жертвы», который сгорает, чтобы дать свет потомкам».

Новый выпуск рубрики «Библиотекари читают» будет посвящен сразу двум произведениям, которые составляют третий том Собрания сочинений Владимира Алексеевича Гиляровского (1855-1935): «Друзья и встречи» и «Москва газетная».
Гиляровский – легендарная личность с удивительной судьбой. Самым знаменитым его произведением являются очерки старомосковского быта – «Москва и москвичи» – в котором он предстает в прославившем его амплуа – бытописателя Москвы.
Но именно репортерское амплуа определило всю его жизнь. Репортерство стало призванием, которому он отдавался с жаром и страстью и, как бы сказали сейчас, было любимой работой. Ведь недаром Гиляровского называли «королем репортажа».
Книга «Друзья и встречи» была издана в 1934 году и содержит истории и анекдоты, привезенные из поездок по репортерским заданиям. Здесь можно найти истории с московских скачек, нижегородской ярмарки с ее торговцами и шулерами, о наблюдении за солнечным затмением с воздушного шара, о тираже первой напечатанной книге Гиляровского, сожженной цензурой, о свирепствовавшей в астраханских степях холере, а также с кого Островский писал образ Паратова из «Бесприданницы» и как Владимиру Алексеевичу удалось выжить в знаменитой давке на Ходынском поле. Отдельные рассказы посвящены встречам с Толстым, Чеховым, Горьким, Саврасовым.
«Москва газетная» была издана посмертно в 1960 году. Это своеобразная антология, посвященная репортерской деятельности Гиляровского, в которой описаны 17 газет и журналов, издававшихся во второй половине XIX века. Для каждой из них дядя Гиляй, как с нежностью называли его друзья и коллеги, писал свои заметки, очерки, репортажи. В книге он подробно рассказывает как был устроен быт редакции и цензура в те времена, характерные особенности владельцев, издателей и главных редакторов, о своей сети «агентов» в трущобах Москвы.
Это настоящее пособие по истории журналистики второй половины XIX – начала XX века. Отличное чтение для студентов-журналистов, вдохновляющее к будущей профессии, журналистскому ремеслу. А также для всех интересующихся историей России вне привычных тем о жизни высшего общества и царской семьи. Главными героями репортажей и художественных произведений Владимира Алексеевича всегда были простые люди, жители трущоб, рабочие, студенты.
Книга находится в Секторе научной и художественной литературы (ул. Университетская,2, ауд.113)