|
 |
|
|
|
|
|
|
ГЛАВНАЯ

9 ноября состоялась лекция доктора философских наук, профессора БФУ им. И. Канта Леонарда Александровича Калинникова «”Коперниканский переворот” в совершённой Кантом философии».
Николай Коперник (1473–1543) и Иммануил Кант (1724–1804) жили в разные эпохи, а также в совершенно иной политической действительности, хотя они родились на двух противоположных концах прусской земли – первый был уроженцем Торуни, города, который по воле самих горожан, был включен в границы тогдашнего польского государства, второй – родился в Кёнигсберге, в прусском государстве, - оба они жили и творили на одной и той же территории.
«Философ Иммануил Кант совершил, как он говорил, ”коперниканский переворот” в философии, уподобляя себя Копернику, - сказал Леонард Калинников в начале лекции. - А вы знаете, что Коперник, действительно, совершил в мировоззрении людей переворот, предложив гелиоцентрическую модель вселенной».
Когда выяснились существенные трудности объяснения движений небесных тел на основе предположения, что звезды вращаются вокруг наблюдателя, Коперник, - как разъясняет Кант, - попытался объяснить эти движения, исходя из противоположного предположения, что, движется наблюдатель, а звезды находятся в состоянии покоя. Аналогично, говорит Кант, если мы не можем объяснить, каким образом наше знания сообразуется со своим предметом, не окажется ли более успешной попытка объяснить познание, если исходить из противоположного предположения, а именно, что познаваемый предмет сообразуется с нашими познавательными способностями.
Философские теории Канта сложны для понимания, но Леонард Александрович Калинников терпеливо и доступно разъяснял сложные термины и понятия: «Как Земля вращается вокруг Солнца, так и мир каждого человека вращается вокруг него самого».
В завершение лекции профессор подчеркнул, что знание истории философии является важной частью формирования личности, и посоветовал посетителям Центра изучать Канта.
Следите за анонсами!

29 ноября в Культурно-просветительском центре университета состоится лекция директора Высшей школы философии, истории и социальных наук, доктора философских наук, профессора Романа Викторовича Светлова «Δορυδρέπανον Стесилая, диалектика Платона, ромфея Голиафа, китайское копье Гэ и просто историческая фантастика».
Лекция будет посвящена небольшому фрагменту из диалога «Лахет», где Платон рассказывает о странном изобретение («софизме») некоего Стесилая – «копье-серпе». Мы будем разбираться, зачем Платон вообще затрагивает эту тему, можно ли наглядно представить софистику с помощью аналогий из разных видов вооружения. И попытаемся понять, что же за оружие изобрел – или заимствовал у кого-то – Стесилай. И здесь историческая фантазия нас приведет не только в земли фракийцев, гетов и даков, но также на страницы Библии и даже на просторы Великой Степи.
Место из «Лахета» для предварительного знакомства: 183с – 184а
Книга Платона «Диалоги "Лисид" и "Лахет"» доступна в фонде библиотеки в двух экземплярах: Зал редкой книги, ул. Университетская, 2 ч.з.N4, ул.Чернышевского, 56 (Институт образования и гуманитарных наук)
Лекция состоится по адресу: ул. Университетская, 2, культурно-просветительский центр БФУ им. И. Канта.
Начало мероприятия - 29 ноября в 18.30
Обратите внимание, на лекцию возможно попасть только по предварительной регистрации

Благодарим сотрудников и преподавателей университета за участие в проектах Культурно-просветительского центра университета!
Представляем Вашему вниманию рейтинг книг от директора Высшей школы живых систем, доцента и кандидата биологических наук Павла Владимировича Федураева:
1. Джозеф Кэмпбелл "Тысячеликий герой " ("Герой с тысячью лицами")
В начале немного нужно пробиться через увлечение автора психоанализом (или просто привыкнуть к тому, что вся информация подается через эту призму), но после это откроется увлекательный мир мифов различный цивилизаций и культур, с их характерными архетипическими героями.
2. Паскаль Буайе "Объясняя религию. Природа религиозного мышления"
Автор книги антрополог, он не дает прямых ответов, а втягивает читателя в рассуждения на заданные темы. Такой подход дает возможность человеку по ту сторону книги стать часть исследования о формировании религиозных образов и религия вообще.
3. Даниэль Канеман "Думай медленно… решай быстро"
О контроле нашего поведения. Всегда ли его контролируем только мы, иррациональное и рациональное в наших действиях.
4. Франс де Вааль "Истоки морали. В поисках человеческого у приматов" и "Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных? "
Книги дают возможность отойти от антропоцентрического восприятия мира, и исследуют границы познавательных способностей животных.
5. Уолтер Гратцер "Эврики и эйфории. Об ученых и их открытиях"
Короткие истории о науке и людях в науке. Истории наполнены добротой, юмором и любовью к любимому делу.
Благодарим Павла Владимировича за участие в проекте и комментарии к каждой выбранной книге! Эти научно-популярные издания затягивают в чудесный мир науки, заставляют о многом задуматься и дарят настоящее интеллектуальное удовлетворение.
В фонде библиотеки не хватает только книги Уолтера Гратцера "Эврики и эйфории. Об ученых и их открытиях", но мы уверены, что в скором времени и она будет доступна нашим читателям.
Приглашаем Вас принять участие в формировании «Рейтинга книг». Присылайте свои рекомендации, и мы их обязательно опубликуем!

Греция на протяжении многих веков не была единым государством. Существовали города-полисы, отделенные друг от друга природными границами. В каждом полисе говорили на своем диалекте, отдавали предпочтение культу того или иного Бога или героя. Несмотря на региональные различия, античная культура представляет собой единое целое.
16 ноября в Культурно-просветительском центре университета прошла уже четвертая лекция цикла «История философии». На этот раз Андрей Тесля и Владас Повилайтис рассказали о причинах возникновения античной философии, богатой и глубокой по своему содержанию, и феномене «греческого чуда».
Прежде всего, учёные остановились на обстоятельствах, которые стали толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия, многообразие ландшафта, увеличение контактов с другими народами и цивилизация, развитие научного знания, ремёсел и торговли – всё это привело к существенным трансформациям в обществе и формированию свободной личности. В то время активно развивались такие качества, как способность размышлять и делать выводы, а умственный труд превратился в особый вид деятельности. На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией, ведь человек задает одни и те же вопросы, изучая мир и природу его существования.
Андрей Тесля и Владас Повилайтис подробно раскрыли вопрос периодизации древнегреческой философии и осветили задачи, которые ставили перед собой античные философы. В первой половине VI в. до н. э. в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.
Все первые философские опыты, как отметили учёные, сводились к поиску «архе» — первоосновы мира и первопричины всех явлений. Второе — выработать универсальные приемы мышления, не ограниченного ничем внешним — прежде всего верой и чувственным опытом.
Этап зрелости и рассвета древнегреческой мысли связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов. Плодотворное развитие в этот период математических и естественнонаучных знаний привело к уникальному сочетанию зачатков научного знания с мифологическим и эстетическим сознанием.
В конце встречи слушатели продолжительными аплодисментами поблагодарили лекторов за содержательный рассказ о формировании древнегреческой мысли и новый взгляд на античную философию.
Для всех заинтересованных историей философии в группе библиотеки и на YouTube канале Philoso FAQ размещена запись лекции. Приятного просмотра!
В рамках следующей лекции цикла «История философии» речь пойдёт о Сократе, его методах, мыслях, влиянии и наследии.
Следите за анонсами!

Религия пронизывала всю жизнь ведийского индийца. Постоянно сталкивавшийся с трудностями и опасностями, он надеялся, что обрядовыми действиями сможет предотвратить любые грозящие ему неприятные неожиданности со стороны как естественных, так и сверхъестественных сил. Поэтому каждый шаг древнего индийца непременно сопровождался совершением магических ритуалов и произнесением заклинательных формул или стихотворных обращений к сверхъестественным силам. Знание магических текстов, реализованное в ходе соответствующих процедур, и считалось ведой.
2 ноября в Культурно-просветительском центре университета состоялась очередная лекция цикла «История философии». За время двухчасовой открытой лекции философы Владас Повилайтис и Андрей Тесля рассказали слушателям о многоликой и многокнижной оригинальной индийской философии, очень древней, ранимой и полезной.
В ведах уже намечаются контурно философские образы, например, Притхиви - безграничная мать-земля, родительница богов, мироздание (джагат) как область и результат заведования богов и, конечно, учение о человеке, доводимое до оригинальнейшего учения о его душе. Наряду с попытками осмыслить мир и его «законы» в контексте мифотворчества обнаруживаются и первые попытки абстрактно‑понятийного объяснения мира.
Исследователи сделали акцент на том факте, что сегодня пользоваться её открытиями и вдохновляться учениями можно и нужно при разработке актуальных для современного человека проблем, а знакомство с индийской философской мыслью позволяет расширить собственные горизонты и посмотреть на свою культурную рамку из топоса другой культуры.
Также речь шла о буддизме - первой мировой религии и, одновременно, великом философском учении, провозгласившем своей целью освобождение человека от страдания и от плененности миром. В основе буддизма лежит Благородный восьмеричный путь. Почему он так важен? Сиддхартха Гаутама предложил его как способ, который ведёт к прекращению страдания через развитие своих внутренних ценностей. Это путь, который помогает пройти через все ситуации боли и превзойти их. Только внутренне сильный человек способен изменить мир.
Уже после Будды его последователи онтологизировали нирвану, так что она стала фундаментальным состоянием мироздания. Этим допустили философскую некорректность, с которой началось превращение буддизма в религию. Но еще до того, как последнее осуществилось, буддисты задумались о статусе души с учетом нирваны.
Мир, в согласии с буддийским философским дискурсом, выглядит абсолютно бессистемно. Он не имеет начала во времени, он никогда не будет иметь конца. Под миром подразумевается сансара, т.е. мир, главный закон которого – это закон повторения, закон цикла.
Лекторы остановились и на проблеме бытия и познания в философских школах, потому как одним лишь буддизмом древнеиндийская философия не завершилась.
Для всех заинтересованных историей философии в группе библиотеки и на YouTube канале Philoso FAQ размещена запись лекции. Приятного просмотра!
Ждём Вас на следующих лекциях цикла «История философии». Рассказ о формировании древнегреческой философии состоится 16 ноября.
Следите за анонсами!
|
|
 |
Библиослайдер |
×
Ошибка:Нет записей. Выберите в настройках слайдера больший период.(0)
Ошибка:Нет записей. Выберите в настройках слайдера больший период.(0)
Переход к записи в каталоге
|
Календарь событий |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
| |
|
|