ГЛАВНАЯ

МУДРОСТЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

dsgsdhg

Религия пронизывала всю жизнь ведийского индийца. Постоянно сталкивавшийся с трудностями и опасностями, он надеялся, что обрядовыми действиями сможет предотвратить любые грозящие ему неприятные неожиданности со стороны как естественных, так и сверхъестественных сил. Поэтому каждый шаг древнего индийца непременно сопровождался совершением магических ритуалов и произнесением заклинательных формул или стихотворных обращений к сверхъестественным силам. Знание магических текстов, реализованное в ходе соответствующих процедур, и считалось ведой.

2 ноября в Культурно-просветительском центре университета состоялась очередная лекция цикла «История философии». За время двухчасовой открытой лекции философы Владас Повилайтис и Андрей Тесля рассказали слушателям о многоликой и многокнижной оригинальной индийской философии, очень древней, ранимой и полезной.

В ведах уже намечаются контурно философские образы, например, Притхиви - безграничная мать-земля, родительница богов, мироздание (джагат) как область и результат заведования богов и, конечно, учение о человеке, доводимое до оригинальнейшего учения о его душе. Наряду с попытками осмыслить мир и его «законы» в контексте мифотворчества обнаруживаются и первые попытки абстрактно‑понятийного объяснения мира.

Исследователи сделали акцент на том факте, что сегодня пользоваться её открытиями и вдохновляться учениями можно и нужно при разработке актуальных для современного человека проблем, а знакомство с индийской философской мыслью позволяет расширить собственные горизонты и посмотреть на свою культурную рамку из топоса другой культуры.

Также речь шла о буддизме - первой мировой религии и, одновременно, великом философском учении, провозгласившем своей целью освобождение человека от страдания и от плененности миром. В основе буддизма лежит Благородный восьмеричный путь. Почему он так важен? Сиддхартха Гаутама предложил его как способ, который ведёт к прекращению страдания через развитие своих внутренних ценностей. Это путь, который помогает пройти через все ситуации боли и превзойти их. Только внутренне сильный человек способен изменить мир.

Уже после Будды его последователи онтологизировали нирвану, так что она стала фундаментальным состоянием мироздания. Этим допустили философскую некорректность, с которой началось превращение буддизма в религию. Но еще до того, как последнее осуществилось, буддисты задумались о статусе души с учетом нирваны.

Мир, в согласии с буддийским философским дискурсом, выглядит абсолютно бессистемно. Он не имеет начала во времени, он никогда не будет иметь конца. Под миром подразумевается сансара, т.е. мир, главный закон которого – это закон повторения, закон цикла.

Лекторы остановились и на проблеме бытия и познания в философских школах, потому как одним лишь буддизмом древнеиндийская философия не завершилась.

Для всех заинтересованных историей философии в группе библиотеки и на YouTube канале Philoso FAQ размещена запись лекции. Приятного просмотра!

Ждём Вас на следующих лекциях цикла «История философии». Рассказ о формировании древнегреческой философии состоится 16 ноября.

Следите за анонсами!