ГЛАВНАЯ
Греция на протяжении многих веков не была единым государством. Существовали города-полисы, отделенные друг от друга природными границами. В каждом полисе говорили на своем диалекте, отдавали предпочтение культу того или иного Бога или героя. Несмотря на региональные различия, античная культура представляет собой единое целое.
16 ноября в Культурно-просветительском центре университета прошла уже четвертая лекция цикла «История философии». На этот раз Андрей Тесля и Владас Повилайтис рассказали о причинах возникновения античной философии, богатой и глубокой по своему содержанию, и феномене «греческого чуда».
Прежде всего, учёные остановились на обстоятельствах, которые стали толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия, многообразие ландшафта, увеличение контактов с другими народами и цивилизация, развитие научного знания, ремёсел и торговли – всё это привело к существенным трансформациям в обществе и формированию свободной личности. В то время активно развивались такие качества, как способность размышлять и делать выводы, а умственный труд превратился в особый вид деятельности. На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией, ведь человек задает одни и те же вопросы, изучая мир и природу его существования.
Андрей Тесля и Владас Повилайтис подробно раскрыли вопрос периодизации древнегреческой философии и осветили задачи, которые ставили перед собой античные философы. В первой половине VI в. до н. э. в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.
Все первые философские опыты, как отметили учёные, сводились к поиску «архе» — первоосновы мира и первопричины всех явлений. Второе — выработать универсальные приемы мышления, не ограниченного ничем внешним — прежде всего верой и чувственным опытом.
Этап зрелости и рассвета древнегреческой мысли связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов. Плодотворное развитие в этот период математических и естественнонаучных знаний привело к уникальному сочетанию зачатков научного знания с мифологическим и эстетическим сознанием.
В конце встречи слушатели продолжительными аплодисментами поблагодарили лекторов за содержательный рассказ о формировании древнегреческой мысли и новый взгляд на античную философию.
Для всех заинтересованных историей философии в группе библиотеки и на YouTube канале Philoso FAQ размещена запись лекции. Приятного просмотра!
В рамках следующей лекции цикла «История философии» речь пойдёт о Сократе, его методах, мыслях, влиянии и наследии.
Следите за анонсами!