ГЛАВНАЯ

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ЖИЗНЬ И ТРУДЫ АРИСТОТЕЛЯ

arist

25 января в Культурно-просветительском центре университета состоялась очередная лекция цикла «История философии». На этот раз философы Владас Повилайтис и Андрей Тесля рассказали слушателям о философии Аристотеля.

Платон и Аристотель, как правило, рассматривается как два величайших фигур в западной философии. Около 20 лет Аристотель был учеником и коллегой Платона в Академии в Афинах, институте философских, научных и математических исследований и преподавания, основанной Платоном в 380-х годах. Хотя Аристотель почитал своего учителя, его философия в конечном итоге отошла от Платона в важных отношениях. Аристотель также исследовал области философии и науки, которые Платон всерьез не рассматривал. Согласно общепринятому мнению, философия Платона абстрактна и утопична, в то время как философия Аристотеля эмпирическая, практическая и здравомыслящая.

Так чем же философия Платона отличается от философии Аристотеля?

Как известно, первый период становления естествознания относится к VII - IV вв. до н. э., к греческой натурфилософии. В течение этого периода вырабатываются общие точки зрения на окружающий мир, ставятся вопросы о природе материи и духа, о развитии материального мира и о законах этого развития, о природе пространства и времени, о природе движения, о природе света.

Гости лекции узнали о принципе континуальности, введённом Аристотелем. Древнегреческий философ утверждал, что мир материален, но объективно существуют конкретные вещи (предметы), а материя - некая субстанция, из которой при определенных условиях могут возникнуть те или иные предметы.

Реальные тела можно дробить непрерывно, до бесконечности. Синонимом непрерывности является слово “континуальность”. По Аристотелю, материя непрерывна (континуальна) и “природа не терпит пустоты”.

Ученые остановились на сущности материи и потенциальности, также описанной Аристотелем. Разница между потенциалом, присутствующим в желуде, и потенциалом в кукурузном зернышке при­водит к тому, что одно семя развивается одним образом, а другое - другим. Сегодня у нас есть другой способ сказать то же самое. Аристотель писал, что энтелехия (внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и результат) одного семени отличается от энтелехии другого. Этим греческим словом он пытался выразить то, что каждое семя имеет в себе потенциал - другую конечную форму или конечный результат, - который ему суждено раскрыть через рост и развитие. Говоря языком современной науки, генетический код одного семени дает ему набор направлений для роста и развития, отличный от набора направлений, заложенных генетическим кодом другого семени. Рост семян вполне можно заменить процессом развития человека с младенчества до зрелости, учитывая коридор возможностей. Понятия возможности и действительности Аристотель широко анализирует в "Метафизике".

В конце лекции поговорили о веществах, из которых состоит Вселенная по Аристотелю, что такое вечность движения и эфир, называемый квинтэссенцией и представляющий собой материал, который заполняет область вселенной над земной сферой.

Выдвинутая концепция Аристотеля о природе материи, по существу, определила всю дальнейшую историю развития науки более чем на двухтысячелетний период, вплоть до ХХ в. нашего времени.

Следующая лекция цикла «История философии» будет посвящена Эллинистической философии - последнему периоду развития философии Древней Греции, последовавшей за Аристотелем.

Для всех заинтересованных историей философии в группе библиотеки и на YouTube канале Philoso FAQ размещена запись лекции. Приятного просмотра!