Основателем трансцендентальной логики и создателем самого термина был И. Кант, изложивший основные положения трансцендентальной логики в «Критике чистого разума». Трансцендентальная логика возникла из осознания недостаточности аппарата современной Канту формальной логики для решения проблемы построения метафизики и теории познания. У Канта трансцендентальная логика – основное средство решения метафизических и эпистемологических проблем, критики теоретического разума и разоблачения его стремления выйти в теоретическом отношении за пределы возможного опыта.
После Канта трансцендентальная логика развивалась в немецком идеализме (Фихте, Гегель) как альтернатива формальной логике, включающая (в отличие от кантовского подхода) принципы, противоречащие принципам формальной логики (например, утверждение противоречия).
Тема «Синтез категорий в трансцендентальной логике» была раскрыта на лекции Олега Мухтаровича Мухутдинова, которая состоялась 2 марта в Культурно-просветительском центре университета.
Главной темой выступления стало трансцендентальное познание и система категорий, о которой писал И. Кант в первой редакции «Критики чистого разума». Кант дает предварительную формальную дефиницию трансцендентального познания, которая звучит следующим образом: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией».
Говорил Олег Мухутдинов и о созерцании, как непосредственном представлении, об интуиции и о познании, как суждении. Завершилась лекция развернутым комментарием ученого на тему Коперниканского переворота Канта и обсуждением затронутых тем с гостями встречи.
В социальных сетях библиотеки и на Youtube канале доступна запись лекции.