ГЛАВНАЯ

ДО УНИВЕРСИТЕТА: ОТ ПЛАТОНОВСКОЙ АКАДЕМИИ ДО АТЕНЕЯ ИМПЕРАТОРА АДРИАНА

DSC 1580

На прошлой неделе в Культурно-просветительском центре университета состоялась лекция директора Высшей школы философии, истории и социальных наук, доктора философских наук, профессора Романа Викторовича Светлова «До университета: от платоновской Академии до Атенея Императора Адриана».

Как известно уже в Древней Греции большое значение уделялось развитию человеческих способностей. Система античного воспитания, распространявшаяся, естественно, лишь на свободных граждан общества, соединяла приобщение человека к высокоразвитой физической и духовной культур По мнению многих античных философов, единственной настоящей ценностью людей является обладание знанием.

Большой интерес представляют сложившиеся в Древней Греции системы воспитания – спартанская и афинская. Имея определенные общие черты, эти системы тем не менее существенно отличаются одна от другой. Эта диалектика общего и особенного в данных системах соответствовала особенностям социально-экономической, политической и культурной жизни древнегреческих городов-государств – Спарты и Афин.

В элегиях Тиртея хорошо отражены идеалы спартанского  воспитания с характерной для литературы тех лет назидательностью, диктующей молодым людям нормы поведения в изменчивых обстоятельствах социальной жизни. Чтение и письмо не занимали существенного места в учебной программе спартанских школ. Чаще всего их воспитанников обучали декламировать стихи о военных доблестях, они должны были знать военную музыку.

Если спартанское воспитание строилось на поразительных по своей жестокости приемах и было направлено на подготовку грубого воина, то афинское воспитание ставило своей целью формирование всесторонне образованного человека, обладающего приятными манерами, способного как к выполнению своего воинского долга, так и к участию в политике и торговле.

Античный мир дал человечеству блистательную плеяду педагогических мыслителей, идеи которых оказали существенное влияние на всю мировую педагогическую культуру. Вопросы воспитания занимали существенное место в этико-философской системе Сократа (469–399 годы до н.э.), названного Мишелем Монтенем «величайшим примером всех добродетелей», человеком «до безумия влюбленным во все прекрасное». Большое значение проблемам воспитания уделял ученик Сократа Платон (427–348 годы до н.э.), считая проблему воспитания одной из решающих политических проблем, он посвятил ей многие страницы таких своих произведений, как «Государство» и «Законы». Богатое педагогическое наследие оставил ученик Платона, ученый-энциклопедист Аристотель (384–322 годы до н.э.), систематизировавший и обобщивший все области научного исследования своего времени.

Педагогическое наследие античной эпохи оказало решающее влияние на формирование педагогической культуры европейских народов периода Средневековья и Нового времени. Именно эти темы прозвучат на следующих лекциях, посвященных образованию «до университетов».

Запись лекции размещена на youtube канале Центра и в группе ВК