ГЛАВНАЯ

КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»

DSC 1768 DSC 1774

«До недавнего времени широкое распространение имело представление, будто студенты, изучающие философию, могут непосредственно после Платона и Аристотеля перейти к изучению Фрэнсиса Бэкона и Декарта, опуская весь период мысли, условно начинающийся со смерти Аристотеля, без особого ущерба для себя. Полагали, что мысль Средних веков связана с религиозной проблематикой, что исключается всякая возможность подлинной философской рефлексии», – писал крупный британский историк философии Фредерик Коплстон.

В рамках предстоящих мероприятий в Зале редкой книги Культурно-просветительского центра университета оформлена выставка «История и философия Средних веков». Из сотен важных исследований о жизни, чувствах, образовании средневековых людей мы постарались выбрать двадцать книг, с которых имеет смысл начать занятия медиевистикой и без которых невозможно разобраться в хитросплетениях средневековой жизни.

Среди представленных изданий особый интерес вызывает книга Ольги Тогоевой «Дела плоти. Интимная жизнь людей Средневековья в пространстве судебной полемики». Автор этой книги — один из самых заметных и читаемых московских медиевистов, сотрудник Института всеобщей истории РАН и преподаватель НИУ ВШЭ. Благодаря долголетнему изучению документов судебного производства позднего Средневековья и раннего Нового времени она смогла передать особенности жизни людей того времени.

«Философия в средние века» Этьена Жильсона - замечательное исследование и учебное пособие, непревзойденное по своей масштабности, полноте и мастерству изложения сложных проблем.

Важное место на выставке занимают книги крупнейшего французского историка, представителя третьего поколения школы «Анналов» Жака Ле Гоффа. Среди них есть легкое и увлекательное чтение: «История тела в Средние века», «Герои и чудеса Средних веков», «Интеллектуалы в Средние века». Вот что сообщает о научном методе Ле Гоффа А. Гуревич: «Для того чтобы понять смысл содержащегося в историческом источнике высказывания, то есть правильно расшифровать послание его автора, нужно исходить не из идеи, будто люди всегда, на всем протяжении истории, мыслили и чувствовали одинаково, так же, как чувствуем и мыслим мы сами, — наоборот, несравненно более продуктивной является гипотеза о том, что в историческом источнике запечатлено иное сознание, что перед нами — „Другой“».

Эти и другие издания полезны всем гуманитариям и интересующимся Средневековьем. Выставка будет работать до конца апреля.