ГЛАВНАЯ

ХРИСТИАНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА И СРЕДНЕВЕКОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

DSC 1902

20 апреля в Культурно-просветительском центре университета состоялась лекция доктора философских наук, профессора, директора Института теологии Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрия Викторовича Шмонина.

Все характерные, узнаваемые элементы современного университета – кафедры, ученые степени, лекции, семинары, деление на дисциплины – это наследие системы образования предыдущих эпох: первичное наполнение заменили новые компоненты, но строение осталось схожим.

Дмитрий Викторович подробно остановился на основных образовательных парадигмах и начал с периода античности. Еще Аристотель проводил разделение по типу и уровню знания: теоретическое (физика, математика, первая философия, или теология), практическое (этика, политика, включая экономику) и творческое (риторика, поэтика и другие прикладные искусства, вплоть до врачевания). От Академии Платона и Лицея Аристотеля современные вузы унаследовали парадигму свободного образования. Студенты изучали базу в виде тривиума (логика, грамматика и риторика) и квадривиума (арифметика, астрономия, геометрия и музыка), а после переходили к изучению философии, что можно сравнить с разными уровнями образования, которые существуют и сегодня.

Образование в средневековых вузах строилось на основе уже упомянутых тривиума и квадривиума. После этого базиса можно было перейти к изучению профессии — юриспруденции, медицины или теологии. Профессор рассказал слушателям о структуре средневековых университетов, образовательном процессе, идеалах научного знания и разделении искусств на свободные и механические.

В рамках лекции было представлено введение в предмет теологии образования, которая мыслится Дмитрием Викторовичем одной из форм философии образования. Связь философии, педагогики и религии наиболее четко просматривается в христианской парадигме, в рамках которой идея образования заключается в формировании нравственно-ориентированной личности, раскрытии богатства и содержания внутреннего мира человеческой души.

Теология образования в России – это православный ценно-мировоззренческий взгляд на то каким было, какое сейчас и каким должно быть образование. Это то, каким образом христианская доктрина влияет и должна влиять на формы, технологии, содержание педагогики, на подготовку преподавателей всех уровней, на всю системы воспитания.

Запись лекции размещена на youtube канале Центра и в группе ВК