
В Культурно-просветительском центре университета продолжается цикл лекций «История философии». Если вы разделяете мнение, что для полноты и законченности образования необходимо изучение философии, эти мероприятия для вас.
3 мая – Ренессанс и философия
Эрвин Панофский в 1950-е годы провел плодотворное различение между «Ренессансом» и «ренессансами» - в первую очередь имея в виду вереницу средневековых «возрождений», от Каролингского до «возрождения XII века». О том, почему последние принадлежат всецело средневековой культуре и составляют ее характерную черту – а Ренессанс является чем-то, принципиально от нее отличным – и какие перемены, не схожие ни с предшествующим, ни с последующим временем, будут характерны для философии этого времени – и пойдет речь на лекции.
17 мая – Философия Макиавелли
Макиавелли – с XVI столетия и до наших дней остается самым известным политическим философом. Впрочем, сведенный до производного от его имени «макиавеллизма» и формулировки «цель оправдывает средства». Однако если под «макиавеллизмом» понимать беспринципность, цинизм или даже искусство интриги – то этого было бы совершенно недостаточно, чтобы обеспечить Макиавелли не просто такую известность, но и славу и признание, длящиеся и поныне. В конце концов – уже потому, что циников и интриганов хватало во все времена, циничных формулировок тоже и было и есть немало, а сам Макиавелли как раз в практической деятельности потерпел поражение. О том, что имел в виду Макиавелли, почему он остается и сейчас интеллектуально влиятельной фигурой и почему с его именем соединилась столь устойчивая дурная слава – и пойдет наш разговор.
31 мая – Декарт и рождение Нового времени
Декарт не только осмыслялся и продолжает пониматься по сей день как основоположник нового, порывающий с традицией – но и сам старательно создавал себе эту репутацию, подчеркивая несхожесть с предшествующим, радикальную новизну собственной позиции. И несмотря на многочисленные уточнения и пересмотры историков философии, показавших, насколько Декарт на деле связан не просто с традицией – а с ближайшей, школьной – представление о радикальном повороте, одном из важнейших в истории философии, сохраняет значительную часть как своей силы, так и истины. О том, что такое картезианство, какой смысл имеет формулировка «мыслю, следовательно существую» и почему на следующий века проблема субстанций и их числа станет одной из ключевых для философской мысли – мы и будем беседовать на предстоящей лекции.
Лекторы:
Андрей Александрович Тесля - ведущий специалист по русской общественной мысли XIX века, кандидат философских наук, старший научный сотрудник БФУ им. И. Канта (Калининград), член совета Вольного исторического общества.
Владас Ионо Повилайтис - идеолог и создатель проекта «Philoso F.A.Q.», доктор философских наук, доцент.
Лекции состоятся по адресу:
ул. Университетская, 2, ауд.115А
Культурно-просветительский центр БФУ им. И. Канта.
Начало мероприятий - 18.30
Регистрируйтесь по ссылке.