ГЛАВНАЯ

НИКИТА КАЛИНИН "БОГ КАК РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА"

nikkal

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 марта в арт-библиотеке Культурно-просветительского центра начался курс лекций «Переосмысляя Бесконечное. Религия и философия в эпоху модерна и постмодерна. Раскадровка», который повествует о том, как богословие искало новые, порой далекие от ортодоксии пути к религиозному миросозерцанию и о том, как философская критика религии способствовала открытию неожиданных богословских перспектив.

В преддверии Великого поста стартовал цикл лекций священника. Лекцию читает Никита Калинин , священник, аналитик Академии Кантиана/Academia Kantiana БФУ им. И. Канта.

Ключевая цель поста — поменять свою жизнь к лучшему. Его результатом должна стать глубокая перемена в человеческих мыслях — в его отношении к окружающим, мировоззрении и восприятии ценностей. Надеемся, что наш курс лекций поспособствует этому.
Первая лекция «Бог как рабочая гипотеза. Религия и рациональная философия Нового времени".

Беседу можно разделить на следующие блоки:
парадигмальный подход в истории христианства Ханс Кюнг, швейцарский католический священник, предложил парадигмальный подход к истории развития христианской теологии.
Он определил парадигму как основную модель, в соответствии с которой человек воспринимает себя, мир и Бога
эпоха модерна и ее влияние на религиозную мысль
Эпоха модерна характеризуется верой в разум, прогресс, ориентацией на технику и промышленность, политической революцией и становлением демократии.
В рамках парадигмы модерна происходили переосмысления религии и философии, которые будут обсуждаться в ходе курса.
Рене Декарт и его сновидения
Декарт увидел кошмарный сон, в котором его сбивает сильный ветер, и он пытается спрятаться в часовне.
Во втором сне он слышит удар грома, а в третьем сне он читает книгу на латыни и обсуждает ее с другим человеком.
Декарт придал этим снам огромное значение и увидел в них откровение чудесной науки, которая могла бы объяснить все законы природы и духа.
природа «я» и вопрос о существовании Бога
Природа человеческого духа, по Декарту, заключается в мышлении, которое Декарт понимает в широком смысле: мыслящему Я присуще не только дискурсивное мышление, но и чувствования и желания.
Он переформулирует вопрос о существовании бога, исходя из мыслящего я, совершая тем самым переворот в религиозном мышлении.
Он находит два способа обосновать существование Бога:: по схеме причины и следствия и с помощью онтологического аргумента.
изменение взглядов на Бога и человека
В эпоху Просвещения, человек стал центром внимания, а не Бог.
Первородный грех стал считаться религиозным предрассудком, и теодицея (проблема оправдания Бога перед лицом зла) стала актуальной темой.
Бог стал научной проблемой, а не точкой опоры, а не опорой, и люди стали искать ответы на вопросы о его существовании и роли в мире.
Деизм и его влияние на религию
Деизм стал основной религией эпохи Просвещения, основанной на природе и разуме.
Философы-деисты стремились примирить свои взгляды с христианством, выводя рациональные положения из природы и разума.
В рамках деизма, Иисус Христос стал учителем морали и нравственности, а роль Бога свелась к роли первопричины или великого часовщика, запустившего механизм вселенной.
философия рационализма и ее влияние на богословие
Рационализм эпохи Просвещения рассматривал религию как средство для выполнения норм нравственности и не признавал сверхъестественное.
Бог необходим для гарантии справедливости и воздаяния после смерти.
влияние Канта на богословие
Кант утверждал, что три фундаментальных постулата его философии (существование Бога, вечность души и свобода) не могут быть основаны на чистом разуме.
Кант привнес моральную интонацию в богословие, подчеркивая роль разума в процессе познания и указывая на границы его возможностей.

Больше подробностей в записи лекции

Фотоальбом прошедшей лекции