ГЛАВНАЯ

НИКИТА КАЛИНИН О РЕЛИГИИ И ИРРАЦИОНАЛИЗМЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

nikkalin

 

 

 

 

 

 

 

25 марта в рамках цикла "Переосмысляя Бесконечное. Религия и философия в эпоху модерна и постмодерна", прошла лекция Никиты Калинина, священника, аналитика Академии Кантианы БФУ им. И. Канта. Тема: «Бог Авраама или Бог философов и учёных? Религия и иррационализм Нового времени».
Лекция началась с обсуждения философии иррационализма, которая возникла как оппозиция к рационализму эпохи Просвещения. Подчеркивается, что философия иррационализма предполагает независимость и уединение мыслителя, что будет прослеживаться в дальнейшем развитии философии.

Главным героем лекции стал Блез Паскаль, один из ключевых философов иррационального направления, который рассматривался в сопоставлении с рационалистом Рене Декартом.

Паскаль разделял дуализм духа и материи, презирал схоластику и школьное богословие, но был далек от декартовского понимания христианства.

При всех сходствах в мировоззрении Паскаля и Декарта, различия оказались важнее.

Декарт был человеком метода, стремящимся к истине и порядку в своей жизни и работе. Он методично изучал классическую литературу, естествознание, математику и философию в колледже иезуитов. В своих работах он стремился к синтезу и созданию системы наук, позволяющей объяснить все и избавиться от неопределенности.

Паскаль, в отличие от Декарта, был человеком пафоса, страстным до одержимости в своих исследованиях. Он занимался математикой и физикой с афористическим мышлением, не стремясь к систематическому подходу. Паскаль не пытался объединить свои работы в стройную систему, предпочитая хаотичные и разбросанные фрагменты. На заре эпохи Просвещения Паскаль пришел к выводу, что главное в человеке не сводится к разуму: есть еще и «логика сердца». Его не устраивала «идея Бога» рациональной философии: вместо этого он предлагал обратиться к Богу Библии

В лекции упоминался Иоганн Гаман, кенигсбергский философ. Он находит важный ракурс для своей философии, рассматривая природу и историю как комментарии к слову Божьему. Гаман считает, что человек может воспринять книгу природы и историю только через слушание слова Божьего. Хотя Гаман критиковал Просвещение с консервативных позиций, в религиозной традиции он смог отыскать оригинальное зерно. Его идеи о языке оказываются удивительно актуальными и в XXI веке.

Запись лекции