РЕЖИМ РАБОТЫ С 9 ПО 12 МАЯ
Уважаемые читатели!
Обращаем ваше внимание, что все подразделения библиотеки не работают с 9 по 12 мая.
Уважаемые читатели!
Обращаем ваше внимание, что все подразделения библиотеки не работают с 9 по 12 мая.
6 мая в Культурно - просветительском центре прошла встреча с Андреем Ивановичем Щетниковым, российским историком науки, педагогом, поэтом, переводчиком.
Тема - «Поэзия Латинской Америки: Эрнесто Карденаль, Пабло Неруда, Хорхе Луис Борхес, Сесар Вальехо».
В начале была представлена книга Эрнесто Карденаля «Космическая кантата» издательства БФУ им. И. Канта, в переводе Андрея Щетникова.
«Космическая кантата», опубликованная впервые в Манагуа в 1989 году, — это гигантское по замыслу и реализации произведение, основу которого составляют попытки Карденаля — члена ордена иезуитов, католического священника — пропустить через своё сознание, мысли и чувства картину мира, созданную современными естественными науками.
Являясь переводчиком, Андрей Иванович представил свои переводы Пабло Неруды, Хорхе Луис Борхеса и Сесара Вальехо».
Подробнее в записи лекции
Фотографии встречи
2 мая в Культурно-просветительском центре университета прошла Всероссийская конференция «Тайное и явное в ранней греческой философии».
С докладами выступили Евгений Афонасин (Калининград), Мария Солопова (Москва), Анна Афонасина (Калининград), Михаил Егорочкин (Москва), Светлана Месяц (Москва), Андрей Щетников (Новосибирск), Ирина Мочалова (Санкт-Петербург).
Из них интересно было почерпнуть следующее:
Эмпедокл считал, что зрение происходит благодаря тонким полотнам, которые защищают огонь в светильнике от ветра и пропускают достаточно света. Эти полотна должны быть тонкими, чтобы огонь мог проходить через них наружу.
«Делосский ныряльщик» — это прозвище, которое получил древнегреческий философ Гераклит Эфесский. Прозвище связано с его учением, которое он сравнивал с пророчеством Аполлона, наводящим порядок в бытии.
Принцип «подобное познаётся подобным» был сформулирован ещё в античности. У Платона этот принцип связан с теорией познания, согласно которой истинное, умопостигаемое познание касается идей, эйдосов, доступных разуму, и подобия идей, доступных рассудкуУ Аристотеля этот принцип проявляется в его учении о четырёх причинах, которые объясняют существование и развитие вещей.
Идеальные числа Платона — это математические объекты, обладающие определёнными свойствами и связанные с философской концепцией идеального мира. Пифагорейский алгоритм порождения всех отношений из отношения равенства основан на идее, что всё в мире состоит из чисел и их взаимоотношений, и предполагает последовательное создание новых чисел и их свойств на основе существующих.
Образ Пифагора в журналах XVIII–XIX веков характеризуется сочетанием явных и тайных аспектов. С одной стороны, статьи о Пифагоре содержат информацию о его жизни, учении и высказываниях, что отражает явные черты его образа. С другой стороны, присутствуют скрытые аспекты, такие как использование литературных и мифологических элементов для создания образа философа и подчёркивания его величия.
Подробнее в записи конференции
Фотографии конференции в фотоальбоме
27 апреля в Культурно-просветительском центре прошла лекция Дениса Маслова , к. филос. наук, м.н.с. Института философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск., «О природе и возможности метафизики: Кант и Гегель»
Кант определяет метафизику как познание из чистых понятий, без опоры на чувственный опыт. Он указывает на плачевное состояние метафизики как науки, поскольку она топчется на месте и не продвинулась вперед. В своем критическом проекте он приходит к выводу, что метафизика возможна в виде исследования предметов вообще. В трансцендентальной диалектике он отводит разуму негативную функцию выявления незаконного применения категорий к вещам самим по себе, а также положительную функцию объединения познаний в систему с помощью регулятивных правил.
Гегель критикует старую докантовскую метафизику, но находит новые формы, позволяющие сохранить метафизику. Он предлагает проект метафизики, который называет "логикой". Логика выступает как систематическая рефлексия знания о нашем языке и категориях, о том, как мы мыслим и можем говорить о мире.
Гегель утверждает, что логика является подлинной метафизикой и заступает на место старой метафизики. Он добавляет к метафизике объекта систематическую теорию субъективности.
Подробнее в записи лекции
Уважаемые читатели!
В рамках реализации программы Приоритет-2030 в Культурно-просветительском центре состоится открытая лекция на тему: «Поэзия Латинской Америки: Эрнесто Карденаль, Пабло Неруда, Хорхе Луис Борхес, Сесар Вальехо».
Лектор - Андрей Иванович Щетников, российский историк науки, педагог, поэт, переводчик, издатель (г.Новосибирск)
Эрнесто Карденаль (1925–2020) — никарагуанский поэт, священник, общественный деятель, участник Сандинистского фронта национального освобождения, министр культуры в сандинистском правительстве после победы Июльской революции 1979 года. «Космическая кантата» (Cántico cósmico), опубликованная в Манагуа в 1989 году — это его opus magnus, состоящий из 43 песен. Основу кантаты составляет поэтическое осмысление горизонтов эволюционных наук XX века: космологии с её представлениями о сотворении Вселенной из Большого Взрыва и биологии с её учением о половом отборе и о Земле как едином мегаорганизме, — но также и рассказ о противоречиях современного мира и о никарагуанской революции, который ведётся в свете развиваемой Карденалем теологии освобождения. Кантата наследует традиции, идущей от Тейяра де Шардена, изложившего во «Вселенской литургии» и «Фенномене человека» учение о коллективном спасении, о становлении Духа и о движении Мира к финалу в конечном пункте Омега. При всей своей эпичности, кантата насыщена и лирическими моментами, связанными с живым соучастием в рассказе мятущегося, сомневающегося, ищущего и любящего поэтического начала.
Лекция состоится по адресу:
ул. Университетская, 2, ауд.115А
Культурно-просветительский центр БФУ им. И. Канта.
Начало мероприятия – 6 мая в 18.30
Напоминаем, что на все мероприятия необходима предварительная регистрация
Подробнее: 6 МАЯ ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ "ПОЭЗИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ"
2 мая с 10.30 до 18.00 в Культурно-просветительском центре университета будет проходить Всероссийская конференция "Тайное и явное в ранней греческой философии".
В ПРОГРАММЕ:
Евгений Афонасин (Калининград) «Иероним и Гелланик»: тайное и явное в античной орфической теогонии»
Мария Солопова (Москва) «Скрытое и явное: живой организм как проблема для атомизма Демокрита»
Анна Афонасина (Калининград) «Загадочные тонкие полотна». Эмпедокл об устройстве глаза»
Михаил Егорочкин (Москва) «Еще раз о «делосском ныряльщике»
Светлана Месяц (Москва) «Принцип «подобное познается подобным» у Платона и Аристотеля»
Надежда Волкова (Москва) «Плотин об апейроне Анаксимадра»
Андрей Щетников (Новосибирск) «Идеальные числа Платона и пифагорейский алгоритм порождения всех отношений из отношения равенства»
Ирина Мочалова (Санкт-Петербург) «Образ Пифагора в журналах XVIII–XIX веков: явное и тайное»
Ирина Протопопова (Москва) «Мистерия и "трансцендентальный субъект": Парменид и Платон»
Приглашаем подключиться к онлайн-трансляции
Уважаемые читатели!
Обращаем ваше внимание, все подразделения библиотеки не работают с 28 апреля по 1 мая.
22 апреля в Арт-библиотеке Культурно-просветительского центра БФУ прошла лекция «Христианство в критике. Фейербах: религия – это проекция человеческих страхов и надежд?» Никиты Калинина , священника, аналитика Академии Кантианы БФУ им. И. Канта.
Фейербах считается переходной фигурой между немецкой классической философией и философией современности. Его идеи повлияли на Маркса, Ницше и Фрейда, которые критиковали религию и церковь.
В XIX веке Людвиг Фейербах выдвинул гипотезу, согласно которой религия является проекцией человеческих желаний, устремлений и надежд на вымышленную небесную плоскость. Человек создаёт себе Бога по своему образу и подобию, используя эту проекцию для примирения с горечью и невзгодами земной жизни и получения утешения в вечной жизни.
Фейербах стремится сделать свою философию практическим принципом, который может заместить религию. Он говорит о необходимости перенести высшие центры жизни из области религии в область политики.
Уже современники Фейербаха указывали на логическую ошибку в основе его критики, но его идеи о влиянии психологических факторов на религию были продуктивными. Он открыл новую страницу в осмыслении богословия, указывая на слабость антропоморфных представлений о Боге и на необходимость учитывать психологические факторы.
Фейербах стал известен благодаря своей философии, которая стала основой для атеизма и радикального разворота от Бога к человеку.
Подробнее в записи лекции:
Уважаемые читатели!
Информируем вас о том, что Издательский Дом Директ-Медиа открывает доступ к разделу "Учебники для ССУЗОВ и школы" в рамках проходящей акции.
Балтийский Федеральный университет им. И. Канта подключен к разделу "Учебники для ССУЗОВ и школы" до 30.04.2025 года.
В период доступа читатели смогут заходить на сайт и пользоваться всеми материалами, кроме отдельных издательских коллекций, в режиме постраничного просмотра. Доступ к материалам откроется после авторизации под логином и паролем или по IP-адресам университета, которые внесены в базу данных.
Сервисы и возможности:
Формирование подписки в личном кабинете на рассылку по нужным и востребованным разделам.
Статистика онлайн. Периоды статистических отчетов можно менять.
Подтверждение регистрации преподавателей. Регистрация в статусе Преподаватель дает возможность создания собственных курсов в ЭБС.
Подтверждение регистрации удаленных пользователей.
Для того, чтобы воспользоваться сервисами, вам необходимо авторизоваться на сайте под своими персональными данными и зайти во вкладку "Профиль". Все инструкции в группе
15 апреля в Культурно-просветительском центре университета прошла лекция «Де Местр - Достоевский - Шмитт: к понятию формы», Никиты Сюндюкова, старшего преподавателя СЗИУ РАНХиГС при президенте РФ.
В своём сочинении «Римский католицизм и политическая форма» Карл Шмитт обвиняет Достоевского в «потенциальном атеизме», поскольку писатель не принимает формы и не признаёт Церковь. По мнению Шмитта, Достоевский по своей природе анархист.
Анализ анархического атеизма Достоевского Шмитт строит на основе «Легенды о Великом инквизиторе». Это произведение сложное и проблематичное, и в нашем случае оно осложняется заочным спором с Жозефом де Местром, учителем Шмитта и автором
«Писем об испанской инквизиции».
Шмитт понимает под формой политические институты и структуры. В каком смысле государственника Достоевского можно назвать анархистом? И как граф де Местр мог бы отреагировать на их полемику?
Фотоальбом лекции
Подробнее в записи лекции
Уважаемые читатели!
Культурно-просветительский центр университета приглашаeт вас на открытую лекцию «Де Местр — Достоевский — Шмитт: к понятию формы».
Лектор – Никита Сюндюков, старший преподаватель СЗИУ РАНХиГС при президенте РФ, участник гранта Российского фонда фундаментальных исследований «Достоевский в зарубежной рецепции: от классики до постмодерна».
В сочинении «Римский католицизм и политическая форма» Карл Шмитт обвиняет Достоевского в «потенциальном атеизме». Достоевский не знает и не приемлет формы, а потому, по Шмитту, он не знает и не приемлет Церкви. Как и всякий русский, по природе своей Достоевский анархист.
Свой анализ анархического атеизма Достоевского Шмитт основывает на «Легенде о Великом инквизиторе». Произведение это проблематично само по себе, но в нашем случае оно усложняется заочным спором с Жозефом де Местром, одним из учителей Шмитта и автором «Писем об испанской инквизиции».
Что разумеет Шмитт под понятием формы? В каком смысле государственника Достоевского можно назвать анархистом? И как мог бы отреагировать на их полемику граф де Местр?
Лекция состоится по адресу:
ул. Университетская, 2, ауд.115А
Культурно-просветительский центр БФУ им. И. Канта.
Начало мероприятия – 15 апреля 18.30
Напоминаем, что на все мероприятия необходима предварительная регистрация
8 апреля в Арт-библиотеке культурно-просветительского центра БФУ прошла лекция «Дело Галилея. Открытия естественных наук и их теологические последствия" Никиты Калинина, священника, аналитика Академии Кантианы БФУ им. И. Канта.
В начале лектор отметил: «Проблемы, о которых мы сегодня поговорим, внеконфессиональные. Дискуссии, по большей части, происходили в Европе, в основном в юрисдикции католической и протестантских церквей. Но, конечно, речь идет о вопросах, которые фундаментальны для христианства вообще».
Была упомянута работа епископа Джона Робинсона "Быть честным перед Богом", ставшей «первым богословским бестселлером» в 1960-х годах.
В лекции обсуждались следующие вопросы:
Влияние науки на христианское богословие
Наука нового времени поставила под вопрос традиционные представления о Боге и человеке, основанные на библейских образах.
Это привело к тому, что христианское богословие было вынуждено реагировать на эти вызовы.
Средневековая картина мира
В средневековой картине мира земля воспринималась фиксированной центральной сферой, окруженной сферами небес. Все объекты занимали свое определенное место в этой иерархии действительности, подчиняясь традиционному порядку.
Средневековая философия и наука
В средневековой философии и науке, природа рассматривалась как статичная и завершенная, а возможность познания мира не ставилась под сомнение. Природа виделась как образ Царства Божьего, а мировая история – как реализация Божественного замысла.
Коперниканский переворот
Николай Коперник предложил гелиоцентрическую систему мира, которая была основана на идее древнегреческого мыслителя Аристарха Самосского. Он отстаивал важность математической простоты и ясности в своих работах.
Научная революция и Галилей
В начале 17 века, благодаря достижениям математики, научная революция стала возможной. Открытия Галилея, итальянского физика и математика, подтверждали предположения Коперника. Так, наличие гор на Луне доказывало, что Луна – не идеальная «небесная сфера», а открытие спутников Юпитера подтверждало, что Земля не является центром любого движения.
Галилей и его подход к науке
Галилей интересовался не целевыми причинами, а действующими причинами, что было революционным подходом. Он начал формировать представление о природе как о движущейся материи, что стало типичным для новой науки.
Суд над Галилеем
Галилей обвиняется в нарушении обещания не пропагандировать свои взгляды. Он отрекается от своих убеждений и проводит остаток жизни под домашним арестом.
Ньютон и его вклад в науку
Ньютон сформулировал аксиомы механики, закон гравитации и применил их к движению небесных тел. Он собрал из них убедительную новую систему мира, которая была рационально обоснована и подтверждена математически точными законами. Его учение стало основой для философии материализма и детерминизма. Хотя сам Ньютон нашел место для Бога в механистической вселенной, его последователи, такие как Лаплас, предпочитали обходиться без этой «гипотезы».
Дарвинизм и его влияние
Чарльз Дарвин предложил идею исторического развития мира и человечества, ставшую основой для теории прогресса.
Дарвинизм стал новым мировоззрением, определившим развитие науки и философии в начале 20 века.
Дарвин показал, что человек является производным более древних и низких форм жизни и имеет вариативность по строению тела и эмбриональному развитию.
Некоторые последователи Дарвина, такие как Хаксли, утверждали, что разница между человеком и высшими обезьянами меньше, чем разница между высшими и низшими обезьянами.
Дарвин также объяснил нравственное чувство эволюционно, полагая, что оно развилось в процессе отбора.
Реакция церкви на теорию эволюции
Реакция церкви на теорию эволюции была более бурной, чем на предыдущие научные теории.
Некоторые консервативные христиане и богословы до сих пор спорят о теории эволюции, считая ее противоречащей традиционным представлениям о человеке.
Подробнее в записи лекции
29 марта в культурно- просветительском центре БФУ им. И. Канта прошла презентация книги историка русской общественной мысли, научного руководителя «Центра исследований русской мысли» ИОиГН БФУ им. И. Канта, руководителя проектов Культурно-просветительского центра университета Андрея Александровича Тесли «Восемь лекций о славянофильстве: интеллектуальная история», при участии Кирилла Мозгова, руководителя издательства Свято-Филаретовского института.
Книга посвящена интеллектуальной истории славянофилов, их философии, богословию и эстетике.
Книга содержит сводную таблицу родственных связей славянофильских семей, хронологические события в Европе и России, а также иллюстрации. Славянофилы не всегда принимали это название, они предпочитали называть себя "московским направлением" или "русским направлением".
Славянофильство рассматривается как доктрина, утверждающая Россию как Новым Израилем и имеет прежде всего религиозное призвание.
Больше подробностей в записи
25 марта в рамках цикла "Переосмысляя Бесконечное. Религия и философия в эпоху модерна и постмодерна", прошла лекция Никиты Калинина, священника, аналитика Академии Кантианы БФУ им. И. Канта. Тема: «Бог Авраама или Бог философов и учёных? Религия и иррационализм Нового времени».
Лекция началась с обсуждения философии иррационализма, которая возникла как оппозиция к рационализму эпохи Просвещения. Подчеркивается, что философия иррационализма предполагает независимость и уединение мыслителя, что будет прослеживаться в дальнейшем развитии философии.
Главным героем лекции стал Блез Паскаль, один из ключевых философов иррационального направления, который рассматривался в сопоставлении с рационалистом Рене Декартом.
Паскаль разделял дуализм духа и материи, презирал схоластику и школьное богословие, но был далек от декартовского понимания христианства.
При всех сходствах в мировоззрении Паскаля и Декарта, различия оказались важнее.
Декарт был человеком метода, стремящимся к истине и порядку в своей жизни и работе. Он методично изучал классическую литературу, естествознание, математику и философию в колледже иезуитов. В своих работах он стремился к синтезу и созданию системы наук, позволяющей объяснить все и избавиться от неопределенности.
Паскаль, в отличие от Декарта, был человеком пафоса, страстным до одержимости в своих исследованиях. Он занимался математикой и физикой с афористическим мышлением, не стремясь к систематическому подходу. Паскаль не пытался объединить свои работы в стройную систему, предпочитая хаотичные и разбросанные фрагменты. На заре эпохи Просвещения Паскаль пришел к выводу, что главное в человеке не сводится к разуму: есть еще и «логика сердца». Его не устраивала «идея Бога» рациональной философии: вместо этого он предлагал обратиться к Богу Библии
В лекции упоминался Иоганн Гаман, кенигсбергский философ. Он находит важный ракурс для своей философии, рассматривая природу и историю как комментарии к слову Божьему. Гаман считает, что человек может воспринять книгу природы и историю только через слушание слова Божьего. Хотя Гаман критиковал Просвещение с консервативных позиций, в религиозной традиции он смог отыскать оригинальное зерно. Его идеи о языке оказываются удивительно актуальными и в XXI веке.
Запись лекции